eng
Семь чудес света

Города-призраки

Ганкаджима Детройт Кадучан Китеж Нефтегорск Припять Централия Пор-Бажын Вароша Надеждинск Мачу Пикчу Ангкор Мемфис Пальмира Помпеи Паленке Виджаянагар Эфес Санчи Город Петра Троя Аль-Атлантида Таинственный остров Порт-Рояль Атлантида Азиатская Пальмира Эльдорадо Город Святого Грааля Сан-Сити Город Волжский Города Амазонии Город Санта Марты Город на дне океана Белозерск Хотмыжск Пустозерск Оклан города Залесья Сан Жи Фамагуста Коулун Орадур-сюр-Глан Колманскоп Уиттенум Хамберстоун






города Залесья

Исчезнувшие города Залесья На северо-восточном берегу Плещеева озера, между двух оврагов - Малой Слуды и Глинницы, на высоком плато сохранились остатки крепостных земляных валов. Сквозь зелень коегде видны оранжевые осыпи песка, проемы на месте бывших когда-то проездов, заметны и остатки дорог к ним. Когда-то эти земляные валы были основой крепости города Клещина. Точное время его основания неизвестно. Одно несомненно, что он был славянским укрепленным пунктом среди поселков угро-финского племени меря, жившего на берегах озера. Об этом есть прямое свидетельство летописца: "на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же". Свое название город получил от озера. А озеро, которое даже при небольшом ветре, как тогда говорили, клескало" (от старинного глагола "клескать"), называлось Клещмным. Потом звук "к" .заменился на "п", глагол стал "плескать", а озеро из Клещина сделалось Плещиным, Плещеем, теперь Плещеевым. В Х-XI веках город Клещин был пристанью на волоке водного торгового пути со средней Волги через Оку, Клязьму, Малую, или Клязьменскую, Нерль, Плещееве озеро и Большую, или Волжскую, Нерль, в верховья великой реки, а дальше на богатый Новгород. И когда летописец поведал, что в 1152 году был основан новый город "Переаславль", созданный "болши старого" Клещина, то это вовсе не значит, что новый город появился на пустом месте. "Переаславль" родился не в дебрях залесской земли, не среди пустынных полей, заросших бурьяном, а на месте, не только давно обжитом, но и многолюдном, на месте население которого занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, а также, как мы увидим ниже, и торговлей. Окрестности Переславля-Залесского, как стал в XV веке называться былой Переяславль-Новый, и, в частности, город Клещин издавна привлекали к себе ученых. Начало археологическому изучению этого края положили Н. В. Савельев-Ростиславич и П. С. Савельев еще в 1853 году, а за ними - А. С. Уваров и другие. Но особенно широко археологические исследования развернулись за последние 25-30 лет. Здесь работали профессоры Н. Н. Воронин и Д. А. Крайнев, кандидаты исторических наук Е. И. Горюнова и И. К. Цветкова и другие.

Их находки так осветили прошлое, что неизвестное и загадочное стало известным, подтвердились или были отвергнуты гипотезы и местные легенды, и все это позволило говорить об истории края точнее и полнее, чем раньше. Этому же способствовали и научные экспедиции Переславль-Залесского историко-художественного музея в 1920-х. 1938-1939 и 1957-1966 годах. Стоянки первобытных людей эпохи неолита обнаружены на реке Трубеж ("Большая песочница"), в Галевом потоке (близ городской водокачки), на реке Вексе ("Польцо"), на речке Куротне (западный берег озера) и во многих других местах. На археологической карте района уже насчитывается несколько десятков таких стоянок. Здесь найдено значительное количество предметов труда и быта людей - остатки глиняной посуды, каменное оружие, изделия из кости и т. п. Раскопки И. К. Цветковой на берегах озера Вашутино (20 километров севернее Переславля-Залесского) позволили сделать совершенно новые выводы об одной из культур эпохи неолита. О поступательном движении древних жителей средней полосы России к северу ученые догадывались давно. Но это явление только предполагалось. До последнего времени считалось, что в эпоху нового каменного века волосовская культура (названная так по находкам близ села Волосово Муромского района Владимирской области) ограничивается лишь окрестностями Мурома. Единичные находки предметов, типичных для этой культуры, севернее и северо-западное Мурома признавались случайными. И только раскопки на берегах озера Вашутино досказали, что люди той же культуры были здесь не гостями, а постоянными жителями. Случай часто помогает науке. На территории Купанского торфопредприятия неожиданно был найден отлично обработанный каменный молоток фатьяноаской культуры, довольно обычный для Ярославской области, где расположено село Фатьяново. Этот своего рода сигнал был принят Переславским музеем, который совместно с Государственным Историческим музеем предпринял археологическое исследование места находки. Разведка привела археологов к берегам Вашутина озера. Здесь был открыт настоящий клад - 2882 предмета из толстостенной керамики с особым орнаментом, сланцевые и костяные орудия разнообразной формы и обработки. Находка дала все основания считать и Ярославскую область, в частности Переславский район, местом, где жили "волосовцы". Особенно интересны обнаруженные здесь остатки полуподземного жилища, размером 3 на 3,5 метра, с кострищем в центре и разбросанными вокруг него остатками утвари и костями животных. Это было блестящим подтверждением гипотезы, что люди середины второго тысячелетия до нашей эры жили тут оседло. В урочище Кухмарь, неподалеку от деревни Криушкино, название которой говорит о том, что здесь потом поселились славяне-кривичи, обнаружены курганы бронзового века (с 3-го до начала 1-го тысячелетия до нашей эры, когда распространилось скотоводческое хозяйство и произошел переход к патриархату). Наконец, в непосредственной близости от "лещина было раскрыто 1406 курганов, которые подтвердили, что первоначально в этой местности жили меряне, а потом славяне.

Центром славянских поселений стал город Клещин. Археологи обнаружили оружие, предметы труда и быта, арабские и европейские монеты VIII-XI веков. Эти находки позволили определить не только занятия жителей - земледелие, скотоводство, ремесла, торговля,-но и имущественное положение клещинцев, принадлежность их к разным социальным группам, что говорит о наличии классового расслоения жителей. Небольшой городок Клещин в Х-XI веках, можно думать, был очень оживленным. У пристаней толпились украшенные резьбой разноцветные струги и ладьи, которые привозили сюда восточные товары-ткани, украшения, пряности, а увозили мед, воск, лен, пеньку, дубильные экстракты и краски, сделанные из корья. По берегу озера расходились дороги. Одна из них вела к северо-западу - на Углич, другая к северо-востоку - на Ростов Великий. Дороги защищались небольшими фортами-монастырями. Угличскую дорогу стерег монастырь на прибрежной горе, потом названной Александровой, Ростовскую - другой монастырь, на месте которого теперь стоят строения бывшего Никитского монастыря. Центральную часть города "Клещина окружал полукилометровый земляной вал, высота которого была не ниже трех метров. Сорокаметровые кручи со стороны озера хорошо защищали Клещин с юга, глубокие овраги оберегали его с запада и востока; наиболее уязвимым местом была северная сторона крепости, высота вала поэтому там была доведена до 7 метров. По гребню вала шла деревянная стена с башнями, из которых четыре были проезжими. От них-то и сохранились проемы в валах и остатки дорог от пристани в город. Этот деревянный детинец был невелик: длина его не превышала 175 метров, ширина-около 100 метров. Размеры крепости не позволяли застроить ее жилыми домами. Внутри детинца стояли лишь дом княжеского наместника, деревянная Спасская церковь, помещение для небольшого воинского отряда и необходимые хозяйственные сооружения. Жители города селились к северу от крепости. Проходили века. Население богатого края росло. Участились набеги завистливых соседей, жаждавших прирастить свои владения за счет Северо-Восточной Руси. То там, то здесь вспыхивали междоусобные войны. Одно из таких сражений навязали местным жителям новгородцы а январе 1135 года. Им хотелось захватить эти места, изобиловавшие лесами, в которых можно было найти предметы торговли с Западом: пушнину, мед, воск, дубильные и красящие вещества. Водные пути обеспечивали торговлю и обмен. Как свидетельствует летопись, битва суздальцев с новгородцами произошла на Ждань-горе, километрах в сорока к юго-западу от "лещина. Почему именно здесь? Что побудило новгородцев забираться в эту лесную глушь, вместо того, чтобы идти походом на Клещин, захватить этот город, у которого сходились водные торговые пути с Востока и с Запада? Это долго было загадкой. И лишь после экспедиций Переславского музея в эти места тайна стала раскрываться. В середине 1960 года музею сообщили, что в лесу между деревнями Бутримово, Романка и Головнино лесорубы и шоферы, вывозящие лес, обнаружили группу курганов, часть их раскрыли и нашли черепа, кости, металлический топорик и бронзовый браслет. Посланный по этому сигналу научный сотрудник музея подтвердил наличие большой группы курганов разных размеров. Возникло предположение: не могилы ли это воинов, павших в битве 26 января 1135 года? Правда, курганы были удалены от Жданьгоры, близ которой произошло сражение, километров на семь, но ведь летописец мог упомянуть Жданьгору (в других текстах Жданая гора) как ориентир за неимением другого, более близкого к месту сражения и достаточно известного.

В августе 1960 года экспедиция Переславского музея обследовала в этих местах две группы курганов и в первой из них, насчитывающей 37 захоронений, раскрыла четыре. Стало совершенно ясно, что эта группаобычное деревенское кладбище, а не воинские курганы. Здесь оказались мужские, женские и детские захоронения. Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, в не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся к XI веку, когда население еще не полностью освоило христианские обряды. Это подтвердили и находки: витой проволочный перстень с несомкнутыми концами, браслеты, височные кольца и другие предметы. Они же удостоверили, что жили здесь славянекривичи, то же племя, что и в Клещине. Немногочисленность вещей в курганах свидетельствовала о том, что население этой местности не было богатым. Словом, курганы были бы типичными для своего времени, если бы." Вот это "если бы" привело к раздумьям и предположениям. Дело в том, что в одном из курганов были найдены стеклянные бусы с золотой и серебряной прокладками. Известно, что в большинстве своем бусы с металлической прокладкой, бытовавшие в древней Руси, особенно в XI веке, ввозились из стран Ближнего Востока. Значительное количество таких бус найдено в курганах Владимирской м Ивановской областей (2724 с золотой и 1413 с серебряной прокладками), в тех местах, где проходили древние торговые пути. В Ярославской же области до недавнего времени первых было найдено 346, а вторых 120. Находки бус в курганах неподалеку от Жданой горы увеличили это количество. Откуда же славяне-кривичи, жившие в довольно глухих, по нашим понятиям, местах тогдашней Переславщины, могли получить подобные бусы? Ведь в XI веке нам известен только один административный и торговый центр края - город Клещин. Но он сравнительно далеко отсюда, примерно в 40 километрах, и вряд ли туда ездили "на рынок" жители с берегов реки Кубрь. Отсюда еще один вопрос: а не было ли в Х-XII веках торговых дорог около славянских поселений близ Жданой горы? На это ответила карта водных путей Северо-Восточной Руси. Оказывается, был такой путь из Суздальской земли в Новгородскую. Он шел по Клязьменской Нерли, ответвлялся ее притоками к югу, волоками соединялся с рекой Кубрь и далее - Волжской Нерлью на Волгу. Мало того, этот путь оказался несколько короче пути через Клещин, хотя и труднее из-за большей длины "всходов" - подъемов к верховьям. Но им пользовались. Именно по нему "иде Всеволод Мсьтиславичь на Суздаль и на Ростов с Новогородцы, и Пьсковичи, и Ладожаны, и всею областию Новогородцкую и сретоша их Суждальцы и Ростовци "а Ждане горе". О наличии в этом районе путей сообщения говорит и топонимика-название местностей. Только на одной реке Нубре и на ее притоках есть много местностей с древними названиями, свидетельствующими о том, что некогда здесь были укрепления, защищавшие торговый путь: Городище при слиянии речек Мечки и Шусты у Кубри, Городище близ деревни Кузьминки на реке Дубне (ныне Загорского района Московской области), Городец близ деревни Антонка (ныне Александровского района Владимирской области) - именно там, где находится овеянный легендами курган с якобы закопанным в нем золотом и поэтому прозванный народом "Золотая чаша", Городец у деревни Григорово на берегу Кубри и многие другие. Почти у каждого из них уцелели остатки земляных укреплений. Есть основания утверждать, что в районе Жданой горы тоже был укрепленный пункт, возможно, не меньший, чем Клещин, почему новгородцы и пытались захватить его, чтобы контролировать эту торговую дорогу и не зависеть от Ростово-Суздальского киязя, в руках которого был путь через Клещин. На самой Жданой горе, как показало обследование ее экспедицией Переславского музея в 1957 году, имеются все признаки того, что она была искусственно обработана в оборонных целях. Приведем краткую выдержку из дневника экспедиции:

"Жданая гора не является обособленной, а представляет собой господствующую высоту в цепи возвышенностей, идущих с юга на север и северо-восток. Жданая гора находится на северной оконечности этой цепи, переходя узкими отрогами в более низкие холмы, вклинивающиеся на северо-восток в торфяные болота, находящиеся в пойме реки Дубец при впадении ее в Кубрь... Экспедиция обследовала Жданую гору, поднявшись по ее северо-восточным склонам до вершины... Подъем идет сначала в 15-20° и доходит к вершине до 45°. В двух местах вокруг горы проходят два террасообразных кольца". Мало вероятно, чтобы природа сама создала эти террасы, расположенные друг от друга строго на расстоянии 15 метров, да еще обложила их камнями валунного происхождения. О том, что где-то здесь, возможно, на самой горе, был городок, косвенно говорят и письменные источники XVII века, упоминающие целый административный район - Жданогорский стан. Центром стана, понятно, мог быть только населенный пункт. И коль летописцы, повествуя о битве 1135 года,-точно отнесли ее к пункту "Ждань-гора", значит это место было широко известно не только на северо-востоке, но и в Новгородском крае. А если это так, то, следовательно, было где местным жителям покупать или обменивать привозные вещи, в частности, приобретать бусы. Кстати, отметим, что в 1961 году бусы, подобные "жданогорским", нашел переспавский неолитический отряд Института археологии Академии наук СССР в поселке Купанском. Стало быть, находка бус далеко к югу от Клещина - не случайна. Давно известно, что в устных народных преданиях и легендах, при всей их фантастичности, можно найти и зерна исторической правды. Недаром еще Гюго говорил, что "истина легендарная - это вымысел, имеющий в основании правду". Экспедиция Переславского музея записала несколько таких легенд, из которых явствует, "что где-то в этих местах задолго до татарского нашествия находился Ждан-городок; он был и во время "польского разорения", но сгорел с Космодемьянским монастырем, его фортом на берегу реки Куровки; кроме Ждан-городка, который был главным, в его окрестностях находилось несколько меньших городков. Заброшенную лесную дорогу за южными скатами Жданой горы народ до сих пор зовет "губерняя дорога". Наличие значительной сухопутной дороги в прошлом подтверждает название деревни Ям Александровского района Владимирской области, на левом берегу реки Кубрь. Зная все это, мы теперь уже не удивляемся, что новгородцы ринулись сюда, к Жданой горе и Ждан-городку, находившемуся на ней или около нее. Они, видимо, стремились захватом одного из водных путей вклиниться в Залесье и Ополье укрепиться здесь, чтобы лотом из района Ждан-городка двинуться дальше, отрезав южную часть Северо-Восточной Руси с москворецким бассейном от "митрополии" - Ростова и Суздаля. Как известно, битва у Жданой горы была проиграна новгородцами: "и одолеша Ростовци и избиша множество много Ноугородець, и убиша же ту посадника Иванка мужа храбра зело, и Петра Микулича, и иных мужей добрых много погибе, а Суждальци и Ростовци воэаратишася с победою великою", - отметила Воскресенская летопись.

Можно думать, что это сражение толкнуло Юрия Долгорукого на укрепление западных и юго-западных рубежей своего удела. Примерно в одно время, в середине XII века, он укрепляет старый торгово-ремесленный поселок на реке Москве - возводит первый московский деревянный кремль, строит крепость Дмитров для контроля над реками Дубной и Яхромой, запирает устье Волжской Нерли городом Константином (потом Кснятин, теперь село Скнятино Калязинского района Калининской области). На узле водных дорог - озере Клещине - воздвигает новый город Переяславль, куда из города Клещина было перенесено административное управление краем и переведен гарнизон, возросший а соответствии с новыми задачами. Ждан-городок, находившийся на параллельной торговой дороге, зачах и после польской интервенции начала XVII века превратился в пустошь. Роль Клещина стала сходить на нет значительно раньше. Еще в конце XII века его имя один раз промелькнуло в Воскресенской и Никоновской летописях при перечислении Залесских городов наряду с Боголюбовом, Владимиром, Переслэвлем, Дмитровом и даже Москвой, но с тех пор больше уже нигде не упоминалось. Клещинский детинец опустел, разрушился, а его некогда богатый торговый и ремесленный посад стал рядовым селом, название которого - Городище - напоминает о далеких временах, когда здесь был город Клещин.








Новые сооружения

Небоскребы Чикаго Capital Gate Башня Херст Trump International Hotel Солнечная Башня Централ плаза Энергетическая Башня Башня Банка Китая Greenland Financial Complex "Райский сад" Торговый центр в Бахрейне Роттердамский Кактус Башни Близнецы Жемчужная река 340 on Park Башня Банка Америки Статуя Свободы Башня Федерация Японская архитектура Petronas Towers Здание оперы в Сиднее Сирс Тауэр Шун Хиндж Всемирный Финансовый Центр Острова Пальм Финансовый Центр Тайбэй МикроМИР в Дубае Эмпайр Стейт Билдинг Бурж Дубай Птичье гнездо Архитектура будущего Башня Цзинь Мао Водяной куб

Все права защищены.
Копирование материалов разрешено только с указанием ссылки на сайт drevnijmir.ru.