Метеора по-гречески означает 'парящий в воздухе'. Этим словом обозначается комплекс монастырей и скитов, которые и вправду почта витают в небесах. Воздвигнутые на высоте до 300 метров, на скалистых вершинах поразительной крутизны, что встречаются в отрогах Пинда в Фессалии, они словно бы смотрят через долину Пиньоса на просторы древней Эллады.
До 1920 года редким посетителям приходилось либо взбираться сюда по шатким и ненадежным приставным лестницам высотою в 30 метров, а то и больше (лестницы эти при малейшей опасности втаскивались наверх), либо вообще совершать подъем на канате, раскачиваясь на головокружительной высоте в плетеной веревочной сетке.
Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью таких сеток. Но после первой мировой войны, когда монастыри стали привлекать все больше туристов, сюда из Каламбаки проложили новую дорогу. Сейчас до монастырей можно добраться по серпантинам вырубленных в скалах ступеней и по переброшенным через бездонные пропасти шатким подвесным мостам. Правда, многие монахи, опасаясь суетных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, покинули свои кельи и сегодня Монастыри Метеоры - это скорее музеи, нежели монашеские общины.
С самых истоков христианства служение Богу в пустынных, заброшенных местах, вдали от соблазнов и повседневной суеты мирской жизни становится од ним из главных элементов этой религии. Отшельники начали селиться в пещерах на обрывистых склонах Пинда еще в XII столетии. Но основатель двух главных монастырей - Гегало Метеорон и Магало Метеорон - монах Святой Афанасий с горы Афон поселился здесь лишь около 1360 года. Предание гласит, что на место, где сегодня стоит монастырь, этого отшельника вознес либо ангел, либо горный орел. Его ученик Йоасаф, сын сербского короля, через тридцать-сорок лет продолжил дело наставника и достроил монастырь.
Монастыри сложены из камня, покрыты красной черепицей; как правило, имеются в них и деревянные галереи, нависающие над бездонными провалами скалистых склонов. Внутри монастыря размещаются множество тесных монашеских келий, монастырская церковь и общая трапезная. В скалах вырубались ниши для цистерн, куда собирали питьевую воду. В 1960 году трапезную монастыря Варлаам отреставрировали и переоборудовали под музей. В монастыре Метеорон можно осмотреть незатейливое помещение монастырской кухни с ее простой утварью, лоханями и черпаками. В церквах обоих монастырей сохранились жутковатые фрески, изображающие сцены адских пыток и страданий мучеников: усекновения голов, убиения мечом и кинжалом, распятия, бичевания, сожжения на кострах. В пустующем монастыре Николаос имеются фрески XVI века, созданные замечательным живописцем Феофаном из Креты.
Большинство монастырей были мужскими, но есть и несколько женских. К одному из них, монастырю Стефанос, можно пройти только по мосту, повисшему над пропастью.
История Метеоры
В XV-XVI столетиях, когда Фессалия была захвачена турками, в этих местах возникло свыше тридцати новых монашеских общин. Однако в XVII-XVIII веках начался медленный, но неуклонный упадок монашества, и большинство общин распались. Наконец, в XIX веке на Монастыри Метеоры начали обращать внимание первые любопытствующие путешественники, и с тех пор они привлекают к себе все больше посетителей.