Высота – манящая, пугающая, заставляющая стыть в жилах кровь. Мы мечтаем прикоснуться к неизведанному, почувствовать себя птицей, парящей над бескрайними просторами, испытать страх и восторг одновременно. Конечно, можно прыгнуть с парашютом или прокатиться на дельтаплане, а еще проще взглянуть на мир сверху – со смотровой площадки небоскреба.
Сегодня речь пойдет о знаменитых башнях-близнецах – Петронас Тауэрс, что горделиво возвышаются в Малазийской столице Куала-Лумпуре. Колоритная архитектура в совокупности с поистине гигантскими размерами высоток, делает эти небоскребы одними из самых запоминающихся зданий в мире. Мы готовы перенести Вас в виртуальное путешествие к величайшему из творений современного зодчества. Итак, поехали!
Выше - только небо!
Башни Петронас Тауэрс входят в тройку высочайших зданий мира, а долгое время грандиозные сооружения и вовсе занимали первую строчку в хит-параде самых высоких сооружений мира (конкретно с 1998 по 2004 год). Совсем недавно рекорд высоты перебил Тайваньский Тайбей 101, ну, а первое место отдано Дубайской башне - Аль Бурдж (в ОАЭ), которая, кстати, пока не достроена до конца. Башни Петронас примечательны своим внешним видом – силуэт запоминается благодаря «Небесному мосту», связывающему оба здания в единый архитектурный ансамбль.
Строительство Петронас длилось 6 лет (с 1992 по 1998 год) и удачно завершилось до наступления финансового кризиса, поразившего банковскую систему азиатских стран в конце XX века. К слову, башни в Куала-Лумпуре – это самый первый грандиозный проект высотки такого масштаба, воплощенный в реальность в восточном регионе. Поэтому, если Америка – Родина небоскребов, то Азия – ярый последователь в идеях покорения заоблачных высот.
Наверняка Вам интересны технические параметры Петронас Тауэрс. Так вот, каждая из башен содержит по 88 этажей, высота сооружения вместе со шпилем достигает 452 метров, тогда как крыша располагается «всего» в 378.6 метрах над землей. Примечательно, что верхний этаж находится на уровне 375 метров, а это значит, что по этому показателю башни Петронас не смогли догнать своего былого конкурента - Чикагский небоскреб Сирс Тауэрс. Как следует из сопроводительной документации, последний этаж в американской высотке на несколько десятков метров ближе к небу. В Сирс Тауэрс насчитывается 110 этажей, тогда как в Петронас - лишь 88.
Хитрые малазийцы установили рекорд за счет шпилей, хотя и в Сирс Тауэрс есть свой шпиль высотой не много ни мало – 75 метров. Но! В соответствии с правилами, которые используются для определения самого высокого здания в мире, антенна в Сирс Тауэрс не была признана неотделимой частью сооружения. Таким образом, Петронас удалось «вырвать» заветные 10 метров и переместиться на первое место в Топе величайших зданий мира. Одно время этот факт не давал покоя американцам, но вскоре Тайваньский Тайбей 101 затмил оба исполина – максимальная точка этого здания располагается на высоте более 508 метров. О чем спор, товарищи??
Особенности конструкции Петронас Тауэрс.
Но вернемся к характеристикам Петронас. Полезная площадь «близнецов» составляет 395 тыс. кв. метров (ну, а если посчитать квадратные метры всего комплекса, включая более низкие окружающие здания, то мы поулчим площадь более 1.5 млн. кв. метров). Внутри башен курсирует 78(!) высокоскоростных лифтов. Визитеры могут посетить тот самый Мост в Небесах, который располагается на высоте 170 метров над землей.
Архитектор башен Петронас - Сезар Пелли, который прославился тем, что спроектировал известнейший Международный Финансовый Центр в Нью-Йорке и жилую башню в музее МОМА там же. В роли подрядчика выступали две компании, причем за одну башню отвечала японская Хазама, тогда как за другую – Самсунг Инженеринг энд Констракшн.
Главным спонсором строительства выступала государственная нефтяная компания «Петронас». Изначально правящая элита корпорации вовсе не хотела ставить никаких рекордов. Фирме было нужно всего лишь большое красивое здание, но когда инженеры Т. Томасетти и Р. Барсекуту, а также архитектор С. Пелли предложили проект гигантских башен-близнецов, то согласие на возведение рекордсмена не замедлило последовать.
Еще одна компания, владеющая 48% акций делового центра Петронас – MIA Holdings и, в частности, ее основатель, магнат Т.Ананд Кришан. Господин Кришан, учредитель влиятельных СМИ, провел грамотную пиар компанию будущему офисно-развлекательному центру. Жителям Куала-Лумпура пообещали разбить рядом с высоткой красивый парк, концертные и выставочные залы, большую мечеть, торговый молл, а также семейный развлекательный комплекс. В итоге, действительно, появился замечательный KLSS парк, изобилующий экзотической флорой, ровно подстриженными газонами и беговыми дорожками. Также в парке находится детский бассейн, множество спортивных площадок и аттракционов, фонтан с иллюминацией. В дополнение ко всему прочему граждане Куала-Лумпура получили Suria KlCC – величайший торгово-развлекательный комплекс на территории Малайзии. Еще одно здание служит для размещения Малазийского филармонического оркестра – Деван Филармоник Петронас. Там же даются концерты приглашенных исполнителей и проходят другие заметные культурные мероприятия.
Строительство.
Башни Петронас было решено возвести на территории бывшего ипподрома. Для этого пришлось демонтировать стадион и выкопать огромный котлован. Вообще-то это в планах застройщиков сначала фигурировало другое место, но геологическая разведка показала, что глинистые почвы не смогут выдержать такую махину и поэтому строительство плавно переместилось в зону ипподрома. Участок, занимаемый стадионом, стоил баснословных денег, ведь в густонаселенном и застроенном до нельзя Куала-Лумпуре, трудно найти даже пядь свободной земли, а тут борьба развернулась аж за 40 гектаров.
На устройство 120-метрового фундамента ушло просто невероятное количество бетона – около 13 тыс. куб. метров. Для того чтобы основание здания держалось крепко, приходилось непрерывно заливать бетоном всю площадь, иначе могли возникнуть пустоты и расслоения. Сами башни-рекордсменки «держаться» на огромных сваях, длина каждой составляет почти 390 футов.
Башни построены из армированного бетона и стали, для украшения фасадов использовано стекло. Всего устроено 32 тыс. окон. Для остекления использованы светоотражающие панели, которые изготовлены по энергосберегающей технологии. Затраты на строительство были колоссальны (около 1.6 млрд. долларов США) поэтому частично сталь заменили на железобетон высокой прочности. В итоге все равно вес стальных конструкций достиг почти 37 тыс. тонн. А это совсем не мало! Для того чтобы снизить вероятность отклонения строения от своей оси, ввели в структуру 23-метровые стержни, выполненные из армированного бетона. Марка бетона применена особая – выбирался материал легкий, но прочный, который бы смог выдержать колебания здания. Регион Малайзии подвержен нападкам ураганов, поэтом так важно придать небоскребу устойчивость и «пружинистость». Также строители использовали определенные конструкционные приемы, которые позволили значительно увеличить полезную площадь сооружения. На «сэкономленных» квадратных метрах разметили подсобные помещения.
Экстерьер здания выдержан в традиционном исламском стиле - в основу структуры небоскреба положена восьмиконечная звезда (один из символов мусульманской культуры). Кроме того, здание венчают купола, контуры которых приблизительно напоминают очертания мечетей. Каждый шпиль с куполом из стали вздымается на высоту в 75 метров. При этом 246-метровые «мачты» оборудованы мощными светящимися элементами, излучающими сияние, видимое издалека – это сделано для безопасности, ведь пролетающие самолеты могут ненароком задеть башни, что приведет к трагедии. Вообще небоскребы иллюминированы потрясающе – Петронас является красивейшим зданием в Малайзии и одним из самых примечательных небоскребов мира.
Конечно, глупо отрицать, что в башнях присутствуют и футуристические мотивы, свойственные современной архитектуре. Цилиндрические формы Петронас Тауэрс – это не только дань моде. Геометрия задания разработана также с целью противостояния порывам ветра. Небоскреб не единожды выдерживал ураганы, поэтому сейчас с уверенностью можно сказать, что Петронас не только красив, но и устойчив, а значит безопасен.
Впечатляет подземная парковка, расположенная под башнями – на ней может одновременно разместится до 4.5 тыс. автомобилей, это очень актуально, Ведь никакого обычного паркинга не хватит для такого количества авто.
Небесный Мост.
Знаменитый SkyBridge, расположенный между 41-ым и 42-ым этажами небоскребов является соединительной «нитью» между башнями близнецами. К тому же за Небесным Мостом закреплен титул – самый высокий 2-этажнй мост в мире. В длину SkyBridge протянулся на 58 метров, вес конструкции оставляет 750 тонн (еще бы, ведь для придания сооружению прочности его пришлось укрепить стальными балками). Трудно представить себе, что заставляет такую махину буквально зависнуть в воздухе! Собирался мост на земле, а потом его специальными подъемника «загнали» наверх, укрепили сталью. На все работы ушло каких-то три дня.
Каждый посетитель, желающий подняться выше 41-ого этажа, обязательно попадает на этот мост, поскольку именно тут происходит пересадка на лифты, ведущие на более высокий уровень здания. Вход неограничен для всех желающих. В день мост посещает более 1700 человек. Единственное препятствие - осмотр моста на 42 этаже, поскольку этой частью сооружения могут пользоваться лишь сотрудники офисов и обслуживающий персонал.
Примечательно, что Небесный мост служит не только декоративным элементом башен, но еще и выполняет важную функцию. В случае пожара или возникновения иной опасности люди смогут эвакуироваться по нему. Однако мост не поможет, если форс-мажор случится в обеих башнях разом. В 2005 году была усовершенствована система лифтов. Сейчас для того чтобы добраться до последнего этажа нужно не более 1.5 минут. Работы по улучшению системы безопасности понадобились после теракта 11 сентября 2001 г., когда в США пали башни Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке.
Небоскреб Петронас по большей части представляет собой офисное задание. Одна из башен целиком занята одноименной корпораций, другое строение занимают арендаторы, в числе которых такие известные компании как АльДжазира Инглиш, Майкрософт, МакКинси, Боинг, АйБиЭм и др.
Лифты.
Лифты Петронас – это отдельная история. Как уже и говорилось выше, они созданы с учетом всех требований безопасности, к тому же подъемники комфортны и быстры. Все основные лифты располагаются в центральной части башен. Удивительно, но большинство из них - двухэтажные. Это значит, что если Вы вошли в «1-й этаж» подъемника, то лифт отвезет на нечетный этаж, а вот чтобы попасть на четные уровни придется, воспользовавшись эскалатором, переместится на 2-й этаж лифта.
Кроме того, лифты разделены на группы. Имеется разряд подъемников работающих на короткие дистанции, т.е., они осуществляют подъем пассажиров с 2(3) по 16(17) уровень – таких лифтов имеется всего 6. Следующая группа из 6 лифтов ездит только между средними этажами, т.е. с 18(19) по 37(38). Есть также и подъемники, работающие до 41(42) этажа, а далее люди, которым нужно забраться еще выше, делают пересадку. Следующий «сорт» лифтов курсирует лишь между 37(38) и 41(42) этажами. Они служат «буферной подушкой» ля разгрузки пассажиропотока.
Лифты Петронас признаны одними из самых безопасных в мире. Застрявший подъемник можно регулировать вручную, добравшись до него с кабины соседнего лифта, на этот случай придуманы съемные панели. Помогут в эвакуации сверхскоростные лифты-шатлы.
Вместо послесловия.
Строительство Петронас в 1998 году доказало, что здания могут быть поистине циклопической высоты. Гонка за высотой продолжается, и вскоре мы сможем своими глазами увидеть сооружение высотой более 800 метров - на очереди Дубайская башня. Ждем-с…