Каждая страна имеет свой архитектурный символ. Так, стоит подумать о Франции – тут же всплывает в памяти знаменитая Эйфелева башня, когда речь заходит об Англии – перед глазами встает старинный Биг Бен, в свою очередь Объединенные Арабские Эмираты ассоциируются с отелем-парусом Бурж аль Араб, а далекая Австралия - со Зданием Оперы в Сиднее…
О последнем архитектурном шедевре хотелось бы рассказать подробно. История этого невероятного и красивейшего сооружения началась 29 января 1957 года, когда на международном конкурсе проектов, организованном Правительством Южного Уэльса, победил молодой и малоизвестный датский архитектор Йорн Утзон. Именно он предложил эскиз великолепного Здания Сиднейской Оперы, буквально поразивший опытное жюри. Сооружение было похоже на огромные белые паруса яхт, стоящих на приколе в Сиднейском порту. Многие усмотрели сходство и с крыльями гигантского чудо-лебедя, и со створками огромных морских раковин… В любом случае, Утзон черпал вдохновение в природе и хотел создать плавные органичные формы, которые идеально вписались бы в окружающий пейзаж. Поразительно, но архитектор ориентировался лишь на фотоснимки Сиднейской бухты и мыса Бекнелонг Пойнт и никогда не посещал Австралию до защиты проекта.
Задумка автора была на первый взгляд проста. Комплекс должен состоять из платформы, в которую планировалось «врезать» два зала амфитеатров. Над конструкцией возвышалась крыша в виде легких белых арок-раковин, придающих сооружению воздушность и неповторимость. Надо отметить, что этот проект, по сути, начал новую эпоху в архитектуре, отталкивающуюся от модернизма 30-ых-40-ых годов XX века.
Однако в реальности все оказалось гораздо сложнее. Главные трудности возникли при возведении парусообразной крыши, которая должна была состоять из перекрытий-оболочек. В то время компьютерное моделирование не применялось для проектирования зданий, поэтому с технической точки зрения грамотно реализовать проект гениального Утзона было крайне тяжело. На решение проблемы ушло долгих четыре года. В результате, в 1961 году Утзон и партнерская компания Ове Аруп предложили вырезать все части раковин из одного сфероида, получив, примыкающие друг к другу, криволинейные сегменты. Сам архитектор признался, что на эту гениальную мысль его натолкнул маленький сынишка, продемонстрировавший умение снимать длинную спиралеобразную шкурку с апельсина.
Через некоторое время новые строительные технологии позволили соорудить своды-раковины из сборных ребер. Этот «конструктор» был собран на месте. Ребра для прочности «прошили» прочными тросами, таким образом, получился свод. Для облицовки крыши применялась белая шведская черепица (1.000.000 плиточек), глянцевых и матовых оттенков. Способ укладки «чешуек» был таков – в центре располагались блестящие элементы, а по краям – матовые. В итоге получился удивительный световой эффект – крыша «ожила». В солнечных лучах ее цвет был ослепительно белым, в тени - жемчужным, на закате – розовым.
В целом проект Здания Сиднейской Оперы состоял из трех стадий строительства. Первая заключалась в возведении платформы и каркаса, вторая - в установке сводчатой парсусообразной крыши, фанерных стен-ребер амфитеатров, отделке интерьера. В последнюю очередь монтировались стены-стекла и производилась наружная отделка.
Между тем, время шло, а завершение строительства отодвигалось на неопределенный срок. Здание планировалось закончить в 1963 году, но открытие состоялось лишь 20 октября 1973 года. Финансовые вложения превысили 100 млн. долларов, хотя первоначально стоимость проекта была оценена лишь в 7.000.000$. Вокруг сооружения разгорались бесконечные споры и склоки, которые привели к отставке Утзона и его бегству из Австралии в 1966 году. Новое Правительство не желало идти на поводу у прогрессивных, но таких дорогих идей датчанина и отказалось выплачивать вознаграждение архитектору.
Отметим, что большую часть денежных вливаний получили путем проведения глобальной лотереи (496 тиражей), которая существовала в течение нескольких лет. Можно сказать, что Здание Оперы возведено на народные деньги. После отставки Утзона его дело продолжили австралийские архитекторы Питер Холл, Тодд, Зал и Литтлмор, которые и завершили работу. Питер Холл стал главным архитектором и внес большой вклад в третий этап строительства, закончив конструирование Оперного театра и Концертного зала.
Внутренняя отделка и дизайн интерьера выполнены в стиле «готики космической эры». Вход расположен со стороны города и посетители сначала оказываются в помещении, расположенном под огромной лестницей, затем нужно подняться по лестнице на основной уровень-платформу, где и открывается потрясающий вид на светлое фойе, ребра свода которого, устремлены высь, что делает его похожим на гигантский готический собор. Здание Оперы разделено на пять помещений: Концертный зал на 2700 мест, Оперный зал – на 1550, а также два больших ресторана и кинотеатр.
Не смотря на то, что Здание Оперы завершили без участия главного вдохновителя и генератора идей – Утзона, результат превзошел ожидания даже самых отъявленных скептиков. Огромное сооружение, занимающее площадь более 2-х гектаров, имеющее высоту 67 метров и площадь поверхности крыши более 18000 м. куб. стало настоящим символом Австралии, наряду со знаменитым портовым «мостом-вешалкой» Харбор-Бридж, который ранее был визитной карточкой Сиднея.
Здание Сиднейской Оперы во всех отношениях является передовой структурой. Его строительство стало примером удачного эксперимента в современной архитектуре и привело к множеству технических и творческих решений, которые вошли в мировую историю проектирования и строительства.
Уже после этого проекта были возведены подобные сооружения, такие как музей Гугенхайма в испанском городе Бильбао, Центр Помпиду в китайском Шанхае, здание Гонконгско-Шанхайского банка в Гонконге и многие другие, однако именно Сиднейская Опера стала первой в этом почетном списке архитектурных шедевров современности.