Статуя Свободы в Нью-Йорке – «Свобода, несущая свет миру».
Гордая и независимая статуя Свободы помпезно возвышается на одноименном острове близ Нью-Йорка. Для американцев монумент больше чем памятник, это символ государственности, демократии, а еще предмет обожания. Статуя изображается на открытках, плакатах, сувенирах, без этой декорации не обходятся съемки ни одного сколь либо значимого блокбастера. В чем же примечательность сооружения из меди, камня и стали? Действительно ли Статуя Свободы столь уникальна? Или скульптура просто разрекламирована, как Макдональдс или любой другой успешный бренд? Нам нужно в этом разобраться. И поэтому давайте совершим виртуальный тур в Нью-Йорк, на остров Свободы, чтобы узнать все подробности и тайны Нового Колосса.
История «рождения» статуи Свободы
Идея статуи витала в воздухе задолго до ее появления на свет. Задумка преподнести столь необычный презент принадлежит французу Лабулайе, который обрел известность во второй половине 19-века, благодаря своим выступлениям против рабства. Юрист и ученый Лабулайе вместе с группой единомышленников в 1865 году предложил подарить Соединенным Штатам Америки статую Свободы от имени французского народа. В те времена международные отношения между США и Францией являли собой образец добрососедства и сотрудничества, поскольку французы внесли посильный вклад в победу американской демократии, поддерживая финансово и морально США в борьбе за независимость.
Первоначально Статую планировали изготовить и установить к 4 июля 1876 года – столетней годовщине подписания важного исторического документа – Декларации Независимости. Но в реальности процесс создания и сборки скульптуры занял гораздо больше времени. Перво-наперво требовалось разработать концепцию памятника, это дело доверили французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Перед тем как приняться за работу Бартольди по совету Лабулайе совершил путешествие в США и там же выбрал место для своего монумента – гавань Нью-Йорка, а именно остров Бедлоу, располагающийся всего в трех километрах к юго-западу от Манхэттена, одного из самых престижных районов Нью-Йорка. По возвращению на родину мастер с готовностью взялся за дело и уже к 1870 году представил готовый оригинальный макет, который и сегодня выставлен на обозрение в Люксембургском саду, что находится близ Эйфелевой башни.
Некоторые исторические источники считают, что французский скульптор слегка слукавил, преподнося идею статуи как исключительный и эксклюзивный презент Соединенным Штатам Америки. Есть сведения о том, что подобную статую он предлагал возвести в Суэцком канале, соединяющим Красное и Средиземное море, в знак величия египетской нации. Причем проект монумента «Египет, несущий свет в Азию» был даже согласован со строителем канала Фердинандом де Лессепсом. Согласно задумкам, статуя, держащая в руке факел, должна была играть роль маяка. Однако проект так и не состоялся. Вопрос финансирования остался нерешенным. Тогдашнему правителю «земли сфинксов» подобные импозантные замашки по вкусу не пришлись. Интересно, что Бартольди не проявил нисколько фантазии даже в названии будущего американского колосса, дав ему имя «Свобода, несущая свет миру». В пользу «египетского следа» говорит и такой факт: именно Лессепс стоял во главе комитета по созданию Статуи Свободы для США. Кроме того, сохранились исторические сведения о том, что в 60-ых годах 19-ого века Бартольди посещал Суэцкий канал и сдружился там с Лессепсом. Слишком много совпадений, не так ли?
Теперь, конечно, корни происхождения Статуи Свободы не имеют никакого значения. А если уж и сравнивать американскую статую, то тогда совершенно с другим известным историческим памятником - Колосом Родосским, который, к сожалению, не дошел до наших дней. Если мы посмотрим на изображения обеих статуй, то найдем немало общего между ними. Хотя с таким же успехом мы можем говорить о том, что Статуя Свободы послужила прототипом Матери-Родины, центрального монумента в мемориальном комплексе Мамаев Курган.
Однако мы значительно отклонились от темы в поисках исторической правды. Вернемся же снова во времена создания «символа свободы и демократии». Наверно, многих читателей интересует вопрос: кто эта прекрасная незнакомка, запечатленная навеки, в образе статуи Свободы? По этому поводу опять-таки существует несколько версий. Самая популярная говорит о том, что в меди увековечена вдова американца Айзека Зингера, француженка Изабелла Бойер. Мол, именно она выступила натурщицей Бартольди. Действительно, лицо статуи имеет много общего с портретом Изабеллы. Но есть и другое предположение. Некоторые очевидцы считали, что в скульптуре мастер увековечил свою мать – Шарлотту. Впрочем, эта тайна так и остается доселе неразгаданной, поскольку сам Бартольди унес ее с собой в могилу.
Не смотря на бурный ажиотаж вокруг проекта Статуи Свободы, сбор средств на ее возведение шел не слишком быстро. Причем копилка пополнялась по обе стороны Атлантики. Французы должны были найти деньги на создание самой статуи, а американцы – на возведение пьедестала. Дабы подержать проект пришлось прибегать к помощи массовиков-затейников. Попечители фонда Статуи устраивали благотворительные балы, лотереи, кулачные бои, выставки и другие культурные и спортивные мероприятия, доход от которых шел на строительство монумента. Однако денег катастрофически не хватало. Уже минула назначенная дата – 4 июля 1876 года, а подарок Америке был так и не готов. Французы смогли доставить к сотой годовщине Независимости Соединенных Штатов Америки лишь руку статуи, держащую факел. В то же время Бартольди второй раз посетил Нью-Йорк и предложил остров Бедлоуз, выбранный им ранее для установки статуи, переименовать в остров Свободы. К мнению мастера прислушались… спустя 80 лет.
Итак, требовалось срочно предпринимать меры по улучшению финансирования проекта. Тогда за дело взялся мистер Джозеф Пулитцер. Этот влиятельный человек был издателем известной американской газеты «New-York World». Пулитцер, со свойственным ему красноречием, смог сагитировать американскую общественность расстаться с деньгами. За короткий период времени сумма пожертвований возросла до 100 тысяч долларов и тогда работы по строительство монумента пошли ускоренным темпом. Впрочем, Пулитцер смог не только привлечь внимание к памятнику, но еще и поднять значительно тиражи своей газеты. Вот это и называется настоящим бизнесом по-американски!
История создания статуи
Работы над статуей Бартольди вел, начиная с конца 60-ых годов 19-ого века. Как уже и было упомянуто ранее, сначала мастер создал макет высотой чуть более метра, а затем еще три фигуры, одну больше другой. При этом скульптор улучшал каждую последующую статую до тех пор, пока не добился оптимальных пропорций. Однако для оригинального монумента высотой более 40 метров требовался специальный каркас, поддерживающий медную оболочку. Поскольку Бартольди не имел опыта разработки подобных сооружений, к делу привлекли инженера Густава Эйфеля, хорошо зарекомендовавшего себя при конструировании железных опор для мостов. Буквально спустя несколько лет Густава Эйфеля прославит одноименная башня.
Эйфель в качестве опоры спланировал специальную конструкцию из железа. Этот каркас фиксировался к центральному металлическому стержню, который представлен четырьмя колонами, сваренными между собой. Вокруг колонн смонтировали 2 винтовые лестницы. По этим лестницам, состоящим из 336 ступеней, можно было подняться на самую вершину сооружения и очутиться в короне статуи. Дальнейшие работы по возведению каркаса вел другой выдающийся инженер Морис Кехлин, ему Эйфель предал свои чертежи.
Каркас позволял придать скульптуре прочность и минимизировать воздействие на нее ветра. Статуя, имеющая медную оболочку толщиной всего в 2.4 мм, могла свободно отклоняться в одну и другую строну на 7-12 см, но при этом монумент оставался устойчивым. Первую опору сделали из стали, но в последующем из-за процессов коррозии, ее пришлось заменить конструкцией из нержавейки.
Что касается самой статуи, то ее изготовление потребовало от Бартольди поистине филигранного мастерства. Для создания скульптуры было использовано свыше трехсот медных пластин, соединенных между собой 300 тысячами медных же заклепок. На изготовление медной композиции ушло более 30 тонн металла. Листы чеканились в специальных деревянных формах. Медь на производство статуи добывалась в России и экспортировалась во Францию.
Высота конструкции от верхней части постамента до кончика факела составила чуть более 46 метров, а вместе с гранитным постаментом - свыше 92 метров. Общий вес сооружения, включая постамент, около 250 тонн.
Статуя изображает женщину в мантии, держащую в правой руке факел, а в левой - табличку, на который выгравирована римскими цифрами знаменательная дата в истории США: 4 июля 1776 года (день подписания Декларации Независимости). Одна нога скульптуры стоит на разбитых оковах, символизирующих обретение свободы. К факелу ведет особая лестница, состоящая из 54 ступеней. В короне предусмотрели возможность организации смотровой площадки на 30 человек. Корона имеет 7 лучей, символизирующих 7 континентов и 7 морей. Обзорная площадка оборудована 25 окнами. После установки статуи факел и корона должны были быть украшены подсветкой.
Работы над оригиналом статуи вступили в активную фазу в 1875 году. Мастера трудились в цехах по 10 часов в сутки, но все равно не успевали закончить скульптуру в срок – к июлю 1876 года.
К концу июня 1878 года Бартольди смог завершить голову статуи, и ее представили на выставке в Музее искусств и ремесел, проходившей в Париже. Окончательно «Свобода» была готова лишь в июне 1884 года. 4 июля статую презентовали представителям правительства США, находящимся во Франции. Затем конструкцию демонтировали и по частям переправили в США на фрегате «Изер». Скульптуру пришлось разобрать на триста пятьдесят частей и упаковать в 214 огромных ящика. В Нью-Йорке на Мэдисон-Сквеа уже находилась медная рука с факелом, преподнесенная Штатам в 1876 году. 17 июня 1885 года «Свобода» прибыла в Нью-Йорк.
Монтаж статуи занял около 4 месяцев. Торжественное открытие памятника, проведенное президентом США Гровером Кливлендом, состоялось лишь 28 октября 1886 года. Интересен такой факт: на мероприятии разрешено было присутствовать только мужчинам и единственными особами слабого пола, которым удалось преодолеть запрет, являлись жена Бартольди и 8-летняя дочь Лессепса. Весьма занимательный казус, если учесть, что памятник посвящен не чему иному, как Свободы и Демократии.
История создания пьедестала
Постамент для статуи Свободы был произведен в США. Проектировкой гранитной подставки в форме звезды занимался Ричард Моррис Хант – американский архитектор. Строительство стартовало летом 1885 года после того как Пулитцер смог собрать нужную сумму. Однако еще до начала работ по возведению монумента остров Бедлоу подготовили соответствующим образом.
Мы помним, что выбрал это место для установки статуи сам Бартольди. Но, однако, французский мастер выказал лишь свое пожелание, а утвердил проект Конгресс США в 1877 году. На острове Бедлоу к тому времени находился форт Вуд, каменные стены которого имели форму одиннадцатиконечной звезды. В центре бастиона и решили установить постамент.
Спустя девять месяцев после начала строительства, в апреле 1886 года подставка для статуи высотой в 46 метров была готова. Для наилучшего крепления скульптуры в пьедестал вмонтировали 2 железные перемычки из брусьев, их соединили между собой анкерные балки, взмывающие верх. Эти балки должны были сливаться со стальным каркасом статуи, представляя единую структуру.
История статуи от создания и до наших дней
Некоторое время после открытия «Свобода» выполняла функции маяка, причем она стала единственным в то время осветительным сооружением, подключенным к электричеству. Позже памятник перестали эксплуатировать, превратив в экскурсионный объект. В 1903 году статую дополнили специальной табличкой, содержащей сонет «Новый Колосс». Стихотворение написала поэтесса Эмма Лазарус ко дню открытия монумента.
В октябре 1924 года территорию форта Вуд и саму Статую причислили к национальным памятникам США. В тридцатых годах прошлого столетья весь остров Бедлоу стал охраняемым объектом, получив статус национального парка. В 1956 году его официально переименовали в Либерти-Айленд – Остров Свободы. В 1984 году Статуя Свободы была названа ООН памятником мирового значения.
В жизни статуи не обошлось и без диверсий. Например, в 1916 году памятник существенно пострадал от взрыва, прогремевшего на соседнем островке Блэк Том. В результате монумент пришлось закрыть, а факел отправить на реставрацию. При этом стоимость работ по починке статуи превысила сотню тысяч долларов, что по сегодняшним меркам равнялось бы сумме почти в 2 млн. долларов. Реконструкцию факела провел скульптор Гатсон Борглум. Он немного изменил форму светильника, из-за чего Статуя Свободы в последствие стала быстро подвергаться коррозии, поэтому ее постоянно ремонтировали и улучшали.
Годы не щадили памятник и служба Национальных парков, а также частная корпорация «Статуя Свободы – остров Элис» в 1982 году по приказу тогдашнего президента США Рональда Рейгена приступили к сбору средств на реставрацию. Общими усилиями было собрано около 87 млн. долларов. Работы по ремонту монумента заняли 2 года и в итоге 5 июля 1986 года ровно через век после своего рождения обновленная статуя вновь начала принимать гостей в форте Вуд. Именно в последний ремонт «Свобода» обрела лазерную подсветку, теперь сооружение особенно ярко и празднично светится в темное время суток.
К памятнику регулярно устраиваются экскурсии. Ежегодно Статую Свободы посещает свыше 4 млн. туристов. Добраться до острова Либерти можно на пароме. Начинается обзор монумента с музея, который организован в пьедестале. Экспозиция рассказывает об истории создания скульптуры и главных вехах ее жизни.
До 11 сентября 2001 года все желающие поднимались по лестнице в корону статуи и оттуда окидывали взором Манхеттен и гавань Нью-Йорка. Однако после террористических актов такой возможности туристы лишились. Памятник вообще был закрыт вплоть до 3 августа 2004 года, но и после открытия экскурсантов внутрь скульптуры не допускали. Полюбоваться внутренним устро йством сооружения можно было только через прозрачный потолок пьедестала. Лишь 4 июля этого года власти наконец-то сняли запрет на посещение короны статуи и теперь каждый желающий, в сопровождении организованной экскурсии, может исследовать памятник вдоль и поперек.
Примечательные сведения о Статуе Свободы
Мы уже упоминали о том, что Статуя Свободы широко используется как символ независимости и демократии. Например, изображение памятника печатали на плакатах в годы Первой Мировой Войны, призывая солдат проявить воинскую доблесть. Сегодня мы можем видеть рисунки статуи Свободы на автомобильных номерах, ну а сувенирной продукции с символикой монумента и вовсе не счесть.
Статую свободы «клонировали» – есть более 200 копий по всему миру. Причем 39 из них находится в США, а остальные рассеяны по всему миру. Во Франции, например, помимо той самой первой статуи-макета Бартольди, мы можем увидеть еще одну – высотой в 10 метров. Ее установили возле моста Гренель. Этот памятник подарили Франции американцы, проживающие в Париже. Он является точной копией оригинала, но отличается лишь одной деталью – наличием на табличке не одной, а двух дат - Дня Взятия Бастилии и Дня подписания Декларации Независимости.
Вплоть до начала 20-ого века Статуя Свободы была самым высоким сооружением Нью-Йорка, но потом ее постепенно превзошли небоскребы. Сегодня символ Америки, по-прежнему, смотрится весьма величественно, особенно восхитительна статуя при обозрении с ближнего расстояния.
Эпилог
Да…наше виртуальное путешествие удалось на славу! Мы узнали много нового о великолепной работе Бартольди, исследовали историю происхождения монумента и нашли немало доказательств уникальности сооружения. Все-таки мир полон чудес и одно из них, несомненно, Статуя Свободы…