Начало «золотого века» русской
поэзии ознаменовал своим творчеством А.С.Пушкин. Роль
Пушкина чрезвычайно
велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем,
гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность,
непревзойдённый талант поэта позволили ему избавляться от
тяжеловесных рифм его учителя, В.А.Жуковского найти свой
собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество
Пушкина представляет собой спираль из трёх циклов – трёх
этапов
жизни поэта. Ни один из мотивов творчества Пушкина мы не
увидим в статике. Все темы, начиная с темы дружбы и любви
и
заканчивая темой предназначения поэзии. Находятся в
постоянном развитии.
Стихотворение «Поэт» (1827г) относится ко второму этапу
творчества А.С.Пушкина. Несмотря на то, что до тридцати
лет приоритеты Пушкина не (?) ясны, он находится в
постоянном поиске себя, смысла жизни, стихотворение «Поэт»
в полной
мере отражает авторскую позицию в отношении предназначения
поэзии, миссии поэта. Стихотворение это заключает в себе
важную мысль. По мнению Пушкина, поэзия состоит в том,
чтобы в стихах пересказывать свои обычные чувства и мысли.
С
первых же строк Пушкин определяет высшую цель поэта –
творца. Пушкин говорит, что поэзия это нечто иное, как
«священная
жертва», дар поэта – «святая лира». Пушкин не скрывает,
что сам поэт, будучи лишь глашатаем, вестником Аполлона,
не
является хозяином своего дарования. Он лишь марионетка в
руках богов.
Композиционно стихотворение чётко делится на две части.
Первая часть описывает «ничтожную» жизнь поэта «в
заботах суетного света». Поэт в жизни может ничем не
отличатся от обыкновенных людей и «меж детей ничтожных
мира, быть
может, всех ничтожней он». Но это потому, что не
проявляются его особые свойства как поэта, что его «душа»
спит, а
значит, и «молчит его святая лира».
Однако поэт не в состоянии вызвать вдохновение, он не
может писать стихи тогда, когда ему этого захочется. И
поэт
приносит в жертву свою судьбу, свою жизнь. Читатель видит,
что обыденность и серость окружающего мира «преображают»
поэта. И перед нами уже некто «малодушный» и «ничтожный»,
не способный на великое и прекрасное.
Дале в стихотворении следует союз условий «но». Следующее
четверостишие является «переходным» и «суетного света» в
мир
поэзии. По сути мы становимся свидетелями приходящего к
поэту вдохновения.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орёл.
Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет
собой и по первому зову подчиняется «божественному
глаголу». С другой стороны, именно с этого момента
начинается «динамичная жизнь» поэта. До прихода
вдохновения он
«вкушал хладный сон», бездействовал. Но поэт всё же
является рабом, лишь проводником между миром богов и миром
людей.
Всё, чем он обладает «чуткий слух». Задача поэта –
услышать и донести до людей «глагол» богов. Итак, читатель
видит
описание совсем другого, нежели в первой части
стихотворения, поэта. Он тоскует «в забавах мира, людской
чуждается
молвы». Спящая до тех пор «душа поэта» просыпается, и тут
только проявляются его громадные возможности, его высокие
качества, не только поэтические, но и человеческие:
мудрость, проницаемость, глубина чувства, благородство.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы,
Бежит он, дикий и суровый…
В поэте – творце мы видим также черты романтического
героя, «смятенного», жаждущего свободы.
В своём стихотворении «Поэт» Пушкин высказывает и
подтверждает мысль об утилитарности искусства, о чистом,
высшем назначении поэта. Поэт же показан служители
духовности, стремящемуся к совершенству во всём. «Цель
художества –
идеал, а не нравоучение», - именно к теме миссии поэта
относится данное высказывание А.С.Пушкина. На мой взгляд,
в
стихотворении «Поэт» Пушкин стремится показать два «я»
поэта, два «я» самого себя. Однако и того же человека
Пушкин
показывает в двух различных ситуациях, в двух же ипостасях
предстаёт перед нами поэт. Сначала «меж детей ничтожных
мира
[…] всех ничтожней он», затем творец превращается в
«пробудившегося орла». Однако разрыв между житейским
поведением
поэта и содержанием его творчества Пушкин вовсе не
оправдывается. Величие в поэзии не предполагает малодушия
в
повседневной жизни. Пушкин лишь констатирует, что такой
разрыв вероятен и нельзя судить поэта только по его
житейским
поступкам. В финале стихотворения Пушкин изображает «широкошумные
!
дубравы», «берега пустынных волн». Поэт ищет одиночества,
гармонию он находит лишь в объединении с природой. Таким
образом, в своём стихотворении «Поэт» Пушкин затрагивает
тему единения и неразрывной связи человека и природы.