Семь чудес света

А. С. Пушкин

Биография Александра Сергеевича Пушкина
Рассказы А. С. Пушкина Повести А. С. Пушкина Сказки А. С. Пушкина Стихи А. С. Пушкина Поэмы А. С. Пушкина
"Медный Всадник" Пушкина (краткое содержание) Стихотворение Пушкина "Поэт" Пушкин "Пророк" анализ стихотворения Стих Пушкина "Вольность" Пушкин "К морю" "Элегия" А. С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный" "К Чаадаеву" анализ Роман "Евгений Онегин" Стихотворение Пушкина "Осень" "Капитанская дочка" краткое содержание "Песнь о Вещем Олеге" Стихотворение Пушкина "Памятник" Пушкин "Странник"
Музей Пушкина






Стих Пушкина "Вольность"

Анализ оды Пушкина «Вольность»

Общественно-политическая обстановка в стране, вызванная насильственным введением военных поселений, была достаточно накалена. При проезде из Петербурга в Москву великого князя (будущего императора) Николая Павловича в конце сентября 1817 года сотни крестьян, стоя на коленях близ Бронниц, умоляли освободить их от введения военных поселений. Через несколько дней то же самое повторилось при проезде императрицы Марии Федоровны. В октябре 1817 года в Москве на совещаниях членов Союза Спасения, проходивших у М. А. Фонвизина и А. Н. Муравьева, обсуждаются события, вызванные жестокими правительственными мерами при введении военных поселений, и вопрос об убийстве царя .

Такова была идейная атмосфера в период написания Пушкиным оды «Вольность» (декабрь 1817 года)4. Современники сохранили свидетельство, что однажды, в ноябре этого года, проезжая с Пушкиным мимо Михайловского замка, П. П. Каверин обратил его внимание на это мрачное здание5. Ода была начата Пушкиным в декабре на квартире Тургеневых, из окон которой хорошо виден находящийся напротив «забвенью брошенный дворец», и закончена ночью того же дня у себя дома.

Поэтика «Вольности» соответствовала тому заданию, какое Пушкин ставил перед собой в этой оде, подчеркивающей всем своим строем решительный отход от тех поэтических позиций, которые еще недавно казались ему единственно возможными и для его дарования, и для поэзии вообще. Так, если в недавнем послании к А. И. Тургеневу (ноябрь 1817 года) Пушкин определял свой еще недавний элегический стиль формулой «изнеженные звуки», то в «Вольности» содержится уже решительный отказ от этих «изнеженных звуков», которые печаталась, во распространялась во множестве рукописных списков под разнообразными заглавиями:

«Ода свободе», «Ода на свободу», «Ода на вольность»; «Ода Вольность», «Ода Вольности», «Свобода», «На   Свободу»,   «На   Вольность»,   «Песнь   к    свободе».

Можно передавать лишь «муку любви», но которые совершенно недостаточны для воспевания высокого гражданского идеала:

Беги, сокройся от очей, Цигеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру, . .

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

В соответствии с этим вся словесная структура нового произведения строится на иных принципах. На смену «изнеженным звукам» недавних элегий («Глас уединенный», «Забвения фиал», «Неверный сон»,-«Хладный взор», «Наперсница души больной!», «Глас ночной певца любви», «Унылое сердце», «Горести несчастливой любви», «Горькое наслаждение», «Мученье любви» и пр.) приходит суровая поэтика гражданских олицетворений, усиленная патетикой ораторской речи (^Неправедная Власть», «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «Кровавая плаха Вероломства», «Преступная секира», «Злодейская порфира», «Сень надежная Закона» и пр.). Широко вводится со-ответствующая высокой теме словесная архаика («Падшие рабы»,

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает,

И беазабогну Ео главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец.

Именно эта ода, вполне соответствовавшая по своему пафосу общественно-политическим устремлениям первых декабристских организаций, более чем какое-либо другое пушкинское произведение этого времени, свидетельствовала о том, насколько прав был И. И. Пущин, говоря,    что    Пушкин    уже    в    то    время    «по-своему

проповедовал в нашем смысле» ‘, Однако эмоциональная сила пушкинской оды несравненно глубже, чем ее политические выводы, выдержанные в дуле конституционализма начала XIX века. Конец «Вольности», обращенный к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой (

не только находится в резком противоречии, но и полностью аннулируется поистине разрушительной силой антимонархического протеста,  заключенного  в строках:

Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы. Упрек ты богу на земле. (II, 47)

К кому бы ни обращались эти строка, они неизбежно должны были восприниматься в аспекте полного и решительного отрицания монархической власти в целом, как античеловечности и не соответствующей идеалу высокой справедливости.





Новые сооружения

Небоскребы Чикаго Capital Gate Башня Херст Trump International Hotel Солнечная Башня Централ плаза Энергетическая Башня Башня Банка Китая Greenland Financial Complex "Райский сад" Торговый центр в Бахрейне Роттердамский Кактус Башни Близнецы Жемчужная река 340 on Park Башня Банка Америки Статуя Свободы Башня Федерация Японская архитектура Petronas Towers Здание оперы в Сиднее Сирс Тауэр Шун Хиндж Всемирный Финансовый Центр Острова Пальм Финансовый Центр Тайбэй МикроМИР в Дубае Эмпайр Стейт Билдинг Бурж Дубай Птичье гнездо Архитектура будущего Башня Цзинь Мао Водяной куб

Все права защищены.
Копирование материалов разрешено только с указанием ссылки на сайт drevnijmir.ru.